Гурченко Людмила

1935 — 2011

Гурченко Людмила Марківна
(12 листопада 1935 
— 30 березня 2011)
Акторка, співачка, режисер

Народная артистка СССР

Народная артистка СССР (1983).

Лауреат приза "Золотой орел" "За лучшую женскую роль" на кинофестивале в Маниле (1982).

Лучшая актриса года по версии журнала "Советский экран" (1983).

"Карнавальная ночь"

Первая же роль Людмилы Гурченко в кино принесла актрисе необыкновенную популярность. В 1956 году она, будучи студенткой ВГИКа, сыграла в музыкальной комедии Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь" клубного работника Леночку Крылову. Непосредственная молодая девушка, исполняющая песню "Пять минут", мгновенно завоевала сердца зрителей, стала кумиром, особенно среди молодежи. Отмечалась естественность и открытость актрисы-дебютантки, а также лирико-комедийное и эстрадное дарование, неплохие вокальные данные.

В 60-е годы актриса немало снималась, заявив о своих разносторонних способностях. Следом за "Карнавальной ночью" вышла музыкальная комедия "Девушка с гитарой". Затем Людмила Гурченко снималась в мелодраме ("Гулящая", 1961), драмах ("Балтийское небо", 1961; "Рабочий поселок", 1966), военной драме ("Роман и Франческа", 1960), фарсе ("Женитьба Бальзаминова", 1965), спортивной комедии ("Укротители велосипедов", 1963).

И все-таки в 1960-х и начале 1970-х годов Гурченко была малозаметна, даже продолжая регулярно сниматься. Так вплоть до выхода в 1974 году производственной мелодрамы "Старые стены" (Государственная премия РСФСР, 1976), в которой актриса сыграла директора ткацкой фабрики, но без налета типичных черт советского руководителя, Гурченко с ее более чем 30 ролями на тот момент оставалась как бы выключенной из большого кинематографа.

70-е. Актриса одной роли

В последующее десятилетие Людмила Гурченко постепенно стала одной из ведущих актрис. Теперь ее приглашали сниматься преимущественно в музыкальных комедиях и фильмах опереттах. Музыкальные фильмы с участием Гурченко выходили один за другим. В 1972 году она снялась в фильме "Табачный капитан", в 1973 - "Цирк зажигает огни", на следующий год - в "Соломенной шляпке", в 1975 - в "Небесных ласточках", а еще через год - в картине "Мама".

Ради роли в музыкальном фильме "Мама" Гурченко даже отказалась от роли генеральши в одном из лучших фильмов Михалкова - "Неоконченная пьеса для механического пианино". Съемки "Мамы" принесли ей не только творческую удачу, но и новые испытания. Во время съемок клоун Олег Попов нечаянно сломал ногу актрисе. Закрытый перелом со смещением грозил инвалидностью. Помогла многолетняя тренировка и специальные физические упражнения. И актриса вновь смогла танцевать и ходить на шпильках.

Помимо музыкальных комедий регулярно выходили ее телевизионные бенефисы и специальные музыкальные программы ("Песни военных лет" с ее собственной композицией). Гурченко была ярка и неподражаема. Но все это имело и другую сторону - со временем за актрисой закрепился штамп исполнительницы одной роли, что, конечно же, не могло устраивать Людмилу Марковну…

Вырваться за рамки амплуа

Людмила Гурченко пыталась вырваться за рамки навязанного ей амплуа. Она хотела играть драматические роли и добилась своего. Интересными стали ее роли - Рита в мелодраме "Любимая женщина механика Гаврилова" (1982) и официантка Вера Нефедова в лирической комедии Эльдара Рязанова "Вокзал для двоих" (1983). Эти работы были отмечены призами: "Золотой орел" - "За лучшую женскую роль" - на кинофестивале в Маниле (1982) и ВКФ-83 в Ленинграде. В том же 1983 году Людмила Гурченко была признана лучшей актрисой года по опросу журнала "Советский экран".

Не менее интересны случаи самоограничения актрисы, когда она появлялась в небольшой роли ("Полеты во сне и наяву", 1983) или вообще в эпизоде, но великолепно исполненном ("Познавая белый свет", 1979). Образ Таи Соломиной в "Сибириаде" (1979) построен на резких перепадах почти от эксцентрики до пронзительного лиризма - и в эти моменты актриса наиболее убедительна.

А как бы в продолжение своей актерской темы драматического постижения неоднозначного женского характера, что было заявлено еще в "Старых стенах", Гурченко с максимальным самоотречением и иногда безжалостно по отношению к собственному облику воплотила на экране несчастные, но несмотря ни на что счастливые судьбы героинь в лучших своих фильмах "Двадцать дней без войны" (1977, роль Ники) и "Пять вечеров" (1979, роль Тамары Васильевны).

Представляется неслучайным и то, что именно на исходе этого успешного для себя десятилетия в кино актриса также выступила с искренней и честной книгой воспоминаний "Мое взрослое детство" (1982).

Отношения с актерами и режиссерами

Многие из тех, с кем доводилось работать Людмиле Марковне, отмечали ее невероятную работоспособность, одержимость профессией. Олег Басилашвили, снимавшийся с Гурченко в фильме Эльдара Рязанова "Вокзал для двоих" рассказывал: "…пронести сквозь всю жизнь вот эту тягу к юности, к молодости, и оставаться молодой на экране и в жизни - это может только она. То, какой урок работоспособности она преподала мне на съемках нашего фильма "Вокзал для двоих" - я ей по гроб жизни буду благодарен! Т.е. я думал, все иначе выглядит на площадке. Вот, такого работоголика, сумасшедшего, одержимого, ненавидящего лентяев и бездарность, что одно и то же, фактически, я никогда не встречал. Она меня очень многому научила, я ей за это очень благодарен!".

Очень теплые дружеские отношения сложились у Людмилы Марковны и с братьями Андроном Михалковым-Кончаловским и Никитой Михалковым. В 1978 году вышел фильм Никиты Михалкова "Пять вечеров", где она играла в паре со Станиславом Любшиным, и в том же году с участием Гурченко появился фильм Кончаловского "Сибириада". С Никитой Михалковым актриса снималась и в других фильмах, в частности в том же "Вокзале для двоих". Людмила Марковна заявляла, что готова откликнуться на первый же его зов. Кто же еще, по словам актрисы, примет ее "со всеми ее потрохами, эклектикой и чечеткой"?. Ведь не случайно ее прозвали женщиной-фейерверком.

90-е годы

В 90-е годы, годы развала советского кинематографа, актриса снималась реже. Мало предлагалось хорошего материала, и актрисе приходилось подходить к ролям более избирательно. Актриса искусно повторяла прежние образы ("Прохиндиада-2", 1993), вновь играла независимых женщин, облаченных властью ("Нелюдь", 1990; "Белые одежды", 1992), пыталась демонстративно вырваться даже из рамок сюжетного повествования, превращая фильм в эстрадный монолог актрисы ("Послушай, Феллини!..", 1993) или музыкальный бенефис ("Люблю", 1993).

В поисках новых и необычных ролей она была вынуждена обратиться к антрепризному театру. В 1996 году она появилась на сцене в спектакле "Недосягаемая", поставленном режиссером Л. Трушкиным по произведению С. Моэма. Здесь ее талант проявился с новой стороны. Она предстала на сцене как бы символом одиночества "женщины средних лет" в "романтическом фарсе".

Личная жизнь

В личной жизни актрисы было достаточно драм и разочарований. Первым ее мужем был человек непростой судьбы, красавец Борис Андроникашвили, сценарист и историк, сын репрессированного писателя Б. Пильняка и двоюродный брат знаменитого грузинского режиссера Шенгелая. Через три года студенческий брак распался. Гурченко осталась одна. Их дочь Маша не стала связывать свою судьбу с кинематографом, выучившись на медсестру.

Со вторым мужем Иосифом Кобзоном Гурченко также рассталась и впоследствии не любила вспоминать об этом периоде своей жизни. Актриса утверждала, что он у нее теперь вызывает "одно чувство - глубокой иронии".

Со своим последним мужем, Сергеем Сениным Гурченко познакомилась во время съемок фильма "Секс-сказка" по Владимиру Набокову, где он был продюсером. Потом они вновь встретились на съемках фильма "Любовь". Когда съемки завершились, они решили больше не расставаться. Так они и прожили вместе до последних дней актрисы..

Суперзвезда отечественного кино

Несмотря на свой возраст Людмила Марковна и в последние годы своей жизни регулярно появлялась на экране, она по-прежнему оставалась любима миллионами простых зрителей и была уважаемв ведущими мастерами отечественного кино. Ее называли русской Марлен Дитрих, сравнивали с Любовью Орловой.

О ее внешности ходили легенды. И в 60 и в 70 лет она была изящна и легка. Секрет ее молодости видимо заключался в ее неуемной энергии. Людмила Марковна всегда все хотела получать по максимуму. И потому успела так много...

джерело

Фильмография

1956 — Дорога правды — Люся
1956 — Карнавальная ночь — Лена Крылова
1956 — Сердце бьется вновь — Таня
1958 — Девушка с гитарой — Таня
1958 — Трудное счастье — Мария
1959 — Звёзды встречаются в Москве — исполнительница песни в дуэте с Марком Бернесом
1960 — Роман и Франческа — Франческа Карродини
1960 — Пойманный монах — Изабелла
1961 — Балтийское небо — Соня Быстрова
1961 — Гулящая — Христина Притыка
1961 — Человек ниоткуда — Лена
1963 — Укротители велосипедов — Рита Лаур
1964 — Женитьба Бальзаминова — Устенька
1965 — Рабочий посёлок — Мария Лещеева
1966 — Строится мост — Женя
1966 — Нет и да — Люся Кораблева
1967 — Взорванный ад — Грета
1969 — Белый взрыв — Вера Дрсенова
1969 — Москва в нотах
1970 — Один из нас — Клава Чарова
1970 — Дорога на Рюбецаль — Шура Соловьева
1970 — Мой добрый папа — Валентина Николаевна
1971 — Корона Российской империи, или Снова неуловимые — Шансонетка Аграфена
1971 — Тень — Певица Юлия Джули
1972 — Цирк зажигает огни — Лолита
1972 — Летние сны — Галина Сахно
1972 — Карпухин — Овсянникова
1972 — Табачный капитан — Мадам Ниниш, хозяйка гостиницы
1973 — Дети Ванюшина — Клавдия Щёткина
1973 — Дача — «Степаныч» — жена художника
1973 — Дверь без замка — Анна Ивановна
1973 — Старые стены — Анна Григорьевна
1973 — Открытая книга — Глаша Рыбакова
1975 — Шаг навстречу — Валентина Степановна
1975 — Дневник директора школы — Инна Сергеевна
1975 — Соломенная шляпка — Клара, Мадам Бокардон
1976 — Строговы — Капитолина
1976 — Двадцать дней без войны — Ника
1976 — Мама — Тётя Маша, коза
1976 — Сентиментальный роман — Мария Петриченко
1976 — Преступление — Люба
1976 — Небесные ласточки — Корина
1977 — Семейная мелодрама — Валентина Барабанова
1977 — Вторая попытка Виктора Крохина — Люба Крохина
1977 — Обратная связь — Вязникова
1978 — Уходя — уходи — Алиса Сулина
1978 — Сибириада — Тая Соломина в 60-е годы
1978 — Красавец-мужчина — Сусанна
1978 — Познавая белый свет — Незнакомка
1978 — Острова в океане — жена Хадсона
1978 — Бенефис Людмилы Гурченко — Актриса / Старуха / Ниниш / Разбойница / Наполенша / Бабетта / Эльвира / Пиратка / Пастушка / Монахиня / Белошвейка / Девушка / Дженни / Сапожница / Пресс-секретарь
1979 — Особо важное задание — Эльвира
1979 — Пять вечеров — Тамара Васильевна
1981 — Идеальный муж — Миссис Чивли
1981 — Любимая женщина механика Гаврилова — Маргарита Сергеевна Соловьёва
1981 — Отпуск за свой счёт — Ада Петровна, сопровождающая тургруппы
1982 — Полёты во сне и наяву — Лариса Юрьевна Кузьмина
1982 — Вокзал для двоих — Вера Нефедова
1983 — Рецепт её молодости — Эмилия Марти
1983 — Шурочка — Раиса Петерсон
1983 — Магистраль — Капитолина Гвоздева
1984 — Прохиндиада, или Бег на месте — Екатерина Ивановна
1984 — Любовь и голуби — Раиса Захаровна
1985 — Аплодисменты, аплодисменты… — Актриса Гончарова
1987 — Ожог — Анна
1987 — Претендент — Кэрол
1987 — Мечтатели — Аполлинария Спенсер
1988 — Дорога в ад — Марта Хольман
1989 — А был ли Каротин? — Курнатова-Борджиа
1990 — Имитатор — Певица
1990 — Нелюдь, или В раю запрещена охота — Зоя Михайловна Шерстобитова
1990 — Наша дача — Людмила Козлова
1990 — Моя морячка — Людмила Пашкова
1991 — Секс-казка — Диана, «дьявол в женском обличии»
1991 — Виват, гардемарины! — Иоганна, мать принцессы Фике
1992 — Белые одежды — Туманова
1992 — Прощальные гастроли — Нина Владимировна
1992 — Гардемарины 3 — Иоганна, мать принцессы Фике
1993 — Люблю
1993 — Послушай, Феллини! — Вера, актриса
1994 — Прохиндиада 2 — Екатерина Ивановна
1996 — Четверо
1997 — Старые песни о главном 2
2000 — Старые клячи — Елизавета
2000 — Старые песни о главном (постскриптум)
2000 — Женское счастье — Маргарита
2000 — Прощай, Двадцатый…
2002 — Бессовестные
2004 — Если завтра в поход…
2004 — Двенадцать стульев — Елена Боур
2005 — Осторожно, Задов! 2 — Тоня
2005 — Взять Тарантину
2005 — Горыныч и Виктория
2006 — Карнавальная ночь-2, или Пятьдесят лет спустя — камео
2008 — Высшая мера — глава крымской мафии
2009 — Пестрые сумерки — Анна Дмитриевна

Видання та твори


Сердце бьется вновь Сердце бьется вновь

Гурченко Людмила

Девушка с гитарой Девушка с гитарой

Гурченко Людмила

Балтийское небо Балтийское небо

Гурченко Людмила

Человек ниоткуда Человек ниоткуда

Гурченко Людмила

Женитьба Бальзаминова Женитьба Бальзаминова

Гурченко Людмила

Дорога на Рюбецаль Дорога на Рюбецаль

Гурченко Людмила

Летние сны Летние сны

Гурченко Людмила

Дети Ванюшина Дети Ванюшина

Гурченко Людмила

Шаг навстречу Шаг навстречу

Гурченко Людмила

Дневник директора школы Дневник директора школы

Гурченко Людмила

Сентиментальный роман Сентиментальный роман

Гурченко Людмила

Семейная мелодрама Семейная мелодрама

Гурченко Людмила

Сибириада Сибириада

Гурченко Людмила

Острова в океане Острова в океане

Гурченко Людмила

Отпуск за свой счёт Отпуск за свой счёт

Гурченко Людмила

Гардемарины 3 Гардемарины 3

Гурченко Людмила

Женское счастье Женское счастье

Гурченко Людмила

Пестрые сумерки Пестрые сумерки

Гурченко Людмила Марковна

Коментарі